Как разглядеть навыки в резюме
резюме, навыки, знания, умения, кандидаты, рекрутинг, ключевые слова, сорсинг, деятельность, Рубинштейн
Описание проблемы
Не редко рекрутеры при поиске кандидатов опираются на ключевые слова, которые заказчик озвучивает в своих требованиях. Они необходимы для того что бы отсечь тех специалистов, которые точно не подходят на должность от тех резюме, которых стоит рассмотреть. Такое быстрое ознакомление с профессиональным опытом, а точнее поиском ключевых ослов оправдано тем, что рекрутеру приходится просматривать множество резюме. И если с программистами поиск проще, т.к. на первое место выходит стек технологий. Однако при поиске кандидатов в области менеджмента проблема глубже и сложнее. А именно кандидат может в резюме написать о своих навыках не используя ключевых слов, и при этом его опыт будет подходить под требования. В реальности не бывает такого что бы в резюме не было хотя бы одного ключевого слова, но на мой взгляд следует лучше понимать профессиональный опыт кандидатов. Беглое прочтение резюме порождает поверхностное собеседование, а так же ошибки на этапах сорсинга и принятия решений о найме.
Теория
Для начала давайте обратимся к теории и посмотрим на навыки с точки зрения психологии. В качестве теоретической базы буду использовать деятельностный подход С.Л. Рубинштейна.
Проблема для рекрутера и работодателя не в том, что мы не способны оценить личность кандидата, а также его профессиональные навыки, а том что нам не доступен процесс формирования его сознания. В процессе познания мира, обучения, игры и трудовой деятельности, Сергей Рубинштейн все эти виды поведения относит к различным формам одного процесса - деятельности, формируется сознание человека. И то как происходит это взаимодействие с окружающим миром, в самом широком смысле этого слова, формирование психики приобретает уникальные особенности. Через понимание индивидуального исторического контекста мы сможем точнее понять личность другого человека. В этой связи для рекрутера существуют как бы две задачи - минимум и максимум. Задача минимум постараться понять контекст рабочей ситуации. Рассмотреть индивидуальный стиль деятельности и в каких рамках он происходил, в какой среде работал кандидат. И тогда у нас есть шанс понять кандидата как сотрудника, как специалиста. Задача максимум направлена на выяснение контекста и среды повседневной жизни. В этом плане выяснение то чем и как живёт кандидат вне работы, его хобби, привычки и мотивы в обычной жизни помогут нам сформировать представление о личности кандидата. В доказательство приведу слова Рубинштейна - Интеллект в специфическом смысле слова развивается у человека в ходе исторического развития на основе труда; изменяя в своей общественно-трудовой деятельности действительность, человек познает её и, познавая, изменяет. Интеллект человека, служащий для познания действительности и руководства действием, формируется в процессе воздействия на действительность.[1]
Читая резюме мы видим, что навыки в явной форме не написаны, знания обобщены и главное в них нет “историзма”, не возможно разглядеть логику появления и развития навыков, знаний и умений. Складывается впечатление, что каждый период работы существует сам по себе и никак не связан с предыдущим и последующим опытом работы. В том числе из-за этого приходится проводить собеседования, что бы составить более полную и логичную картину профессиональной деятельности кандидатов. Однако часто бывает, что работодатели ставят перед собой цель собеседования оценить навыки кандидата, которые необходимы для принятия решения о найме. Однако без понимания того в какой среде работал человек, что его сформировало как профессионала и как личность не возможно провести правильную оценку. Кроме этого, Рубинштейн правильно отмечает, что труд всегда заключает не только отношение человека к вещи, к предмету — продукту труда, но и к другим людям.[1] На мой взгляд это важная деталь, которую почему-то многие упускают из виду. А ведь логика проста. Мы все работаем в коллективах, мы каждый день общаемся с коллегами, процесс разделения труда настолько глубокий, что никто из нас не делает продукт полностью самостоятельно начиная от задумки продукта, производства орудий, закупки сырья и реализации. Именно поэтому личностный мотив деятельности уходит на второй план и появляется мотив общественной деятельности. Каждый из нас включён во множество связей и если человек старается делать свою работу хорошо, значит у него есть понимание для ког предназначен результат его труда.
Итак мы уже поняли, что навыки развиваются на протяжении всей истории трудовой деятельности. И чем полной и подробной будет эта история тем точнее мы сможем оценить навыки. Однако возникает ещё один вопрос - о чём (каких навыках) пишут в резюме? И на мой взгляд в резюме перечисляются те навыки, которые во-первых, кандидату пришлось приложить усилия для обучение, во-вторых, не автоматизированы и в-третьих, оставили наиболее яркий след в памяти. Согласно теории деятельностного подхода в процессе деятельности автоматизированные действия протекают в области подсознания и наоборот действия которые требуют контроля протекают в области сознания. Таким образом, сознание включается и выключается в зависимости от отношений — между задачами и способами их осуществления, — которые складываются в самом процессе деятельности [1]. На мой взгляд это ещё один шаг к пониманию о том какие навыки у кандидата доведены до автоматизма, а какие находятся в стадии развития. Когда кандидат подробно рассказывает об конкретных действиях и деятельности это означает что данные процессы вызвали у него наибольший психологический и эмоциональный след, с его стороны были усилия для того что бы эти навыки появились и развились. А кроме этого раз существуют навыки, которые осознаваемы и навыки, вытесненные из сознания получается, что мы никогда не сможем составить полную картину навыком, в том числе профессиональных. Просто потому, что часть навыков будут доведены до такого автоматизма, что осознать их просто не возможно. И возможно, мы подошли к одной важнейших проблем найма персонала. Как теперь расшифровать деятельность кандидата? Например, какие конкретно навыки стоят за тем или иным поведением и самое важное, хорошо навыки в области сознания, но что это означает на практике? Например, если сравнивать двух кандидатов, то какой шкалой следует измерять их навыки и умения? Как мы уже убедились любой акт человеческой деятельности - это комплекс и физиологических и психологических и социальных компонентов. Как понять цель и мотивацию за тем или иным поведением или поступком?
Я считаю, что с каждым резюме происходит эффект искажённого восприятия информации. Судите сами! В резюме мы видим перечисление операций, которые выполнял кандидат, а у рекрутера возникает ложное представление о том, что чем кандидат занимался на предыдущем месте работы. Рекрутеру приходится додумывает не достающие пазлы, строить виртуальные модели и самое важное формировать картину труда кандидата, но на основе собственного опыта. На мой взгляд это ошибочно по причине того что у нас нет понимания целей и мотивов деятельности. Операции и сама трудовая деятельности может быть одной и той же в разных организациях, но цели могут существенно отличаться. Например, два менеджера проекта в резюме написали одну и ту же фразу “Организация процессов разработки по методологии Agile;”. Мало того что сам Agile может отличаться в организациях достаточно существенно, но есть ещё один важный момент. Для одного это будет означать, что на проекте, существовала устоявшаяся методология, а для другого кандидата означает, что ему пришлось Agile разрабатывать и внедрять с нуля. Вроде бы процесс один и тот же, но цели и мотивация различны. Подобное различно и в обратном направлении - две различные фразы могут означать одно и тоже. Например, в одном резюме написано “Ведение проекта по всем этапам разработки”, а в другом “Ведение проектов от этапа сбора требований до релиза”. По сути это одно и тоже, но разными словами.
Разберём резюме
Давайте для примера из резюме возьмём только один опыт работы и попробуем его проанализировать.
• Работал с проектной документацией и участвовал в разработке технической документации;
• Составлял планы, графики проектов, ресурсов;
• Ведение проектов от этапа сбора требований до релиза;
• Выявление потребностей, анализ функциональных и бизнес требований к ПО;
• Определение и документирование целей, задач и результата проекта;
• Планирование, согласование бюджета проекта и его изменений.
• Контроль выполнения сроков, качества работ, оценка состояния проекта, анализ рисков, анализ отклонения хода работ от запланированного;
• Управление ожиданиями стейкхолдеров, контроль скоупа проекта;
• Формирование бэклога, спринтов проекта в Jira;
• Проводил интервью с кандидатами;
• Контролировал качество при поставке продукта\елиза;
• Обеспечивал эффективное управление производственным процессом;
Первое что бросается в глаза - это первые два пункта, последние три и все пункты между ними. Слова Работал, Составлял, Проводил, Контролировал и Обеспечивал написаны в форме активного глагола, которые демонстрируют что субъект осуществлял активные и целенаправленные действия. А вот слова Ведение, Выявление, Определение, Планирование, Контроль выполнения, Управление и Формирование написаны в форме отглагольного существительного, в которых субъект не определён и цели действий не конкретизированы. Если перед активным глаголом можно поставить слово я и смысл предложения не изменится, то перед отглагольным существительным я поставить не получается. Для примера давайте немного изменим предложение, Вася делал планирование, согласование бюджета проекта и его изменений. Как вы понимаете вместо Васи может быть кто угодно. Когда используется активный глагол мы видим субъекта действий, в нашем случае кандидата, а так же объекты по отношению к которым выполнялись действия. Перечислим объекты - документация, планы, графики, интервью, качество продукта и управление. А так же перечислим субъекты в предложениях с отглагольным существительным - проекты, цели, задачи, результаты, бюджет, качество, состояние, риски, отклонения, ожидания, скоуп (масштаб проекта) и бэклог (требования к проекту).
Предлагаю сравнить два списка объектов. В левом столбце буду объекты из предложений с активным глаголом, в правом - отглагольного существительного.
Активный глагол | Отглагольное существительное |
---|---|
Документация | Проекты |
Планы | Цели |
Графики | Задачи |
Интервью | Результаты |
Качество продукта | Бюджет |
Управление | Качества работ |
Состояние | |
Риски | |
Отклонения | |
Ожидания | |
Скоуп | |
Бэклог |
Из таблицы видим, что объектов из предложений с активным глаголом меньше, чем объектов из предложений с отглагольным существительным. Возможно это может означать, что в первом случае ассоциация между субъектом (кандидатом) и объектами сильная, но их меньше а во втором - слабая, но объектов больше. Возможно это ничего не означает, но cодержание и смысл сознания как реального психологического образоваия определяется контекстом жизни — реальными жизненными отношениями, в которые включён человек, его делами и поступками.[1]
Кроме этого хотелось бы добавить, что такая структура очень распространена в резюме, но не всегда заметна. На мой взгляд это не индивидуальная особенность, а так называемый эффект края. Эффект края - это психологический эффект памяти, когда лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце. Видимо этот психологический эффект проявляется это следующим образом. Сначала первые 2-3 пункта - это пункты наиболее важные с точки зрения кандидата, затем идут второстепенные пункты, которые могут добавлять первые или выступать в качестве дополнительной информации в качестве контекста. И когда вроде всё написано, как бы вдруг вспоминаются ещё несколько 2-3 важных пункта из опыта.
Выдвину предположение, что на собеседованиях кандидаты делают акцент на тот опыт, который они описали с использованием активного глагола. Соглашусь, что это важно для принятия решения о найме. Однако для того что бы воссоздать историю работы и сформировать более правдивую картину о навыках кандидата, рекрутеру необходимо сделать акцент на тех пунктах, которые описаны с помощью отглагольного существительного. Кандидат должен ясно высветить и показать то что он лично делал, как бы переписать предложения с активным глаголом.
А теперь давайте зададимся вопросом, пункты в опыте работы они написаны рандомно или имеют свою логику? Кандидат, перечисляя операции или деятельность, которую он выполнял на работе они имеют между собой какую-либо связь или нет? И на мой взгляд связь существует всегда, но не редко она свёрнута и поэтому не заметна. Проведём ещё одну операцию над пунктами и попробуем их объединить в смысловые группы.
Группы | Пункты |
---|---|
Подготовительный этап | 1. Работал с проектной документацией и участвовал в разработке технической документации; |
2. Составлял планы, графики проектов, ресурсов; | |
3. Выявление потребностей, анализ функциональных и бизнес требований к ПО; | |
4. Работал с проектной документацией и участвовал в разработке технической документации; | |
Управление | 1. Ведение проектов от этапа сбора требований до релиза; |
2. Определение и документирование целей, задач и результата проекта; | |
3. Планирование, согласование бюджета проекта и его изменений; | |
4. Контроль выполнения сроков, качества работ, оценка состояния проекта, анализ рисков, анализ отклонения хода работ от запланированного; | |
5. Управление ожиданиями стейкхолдеров, контроль скоупа проекта; | |
6. Формирование бэклога, спринтов проекта в Jira; | |
Обслуживание | 1. Проводил интервью с кандидатами; |
2. Контролировал качество при поставке продукта; | |
3. Обеспечивал эффективное управление производственным процессом; |
Обращаю ваше внимание порядок пунктов сохранился практически неизменным. Кроме этого как мы видим кандидат больше всего занимался подготовкой и управлением проектов, а вот последующим обслуживанием либо уделялось меньше внимания, либо занимался другой сотрудник. Ход человеческой деятельности обусловлен прежде всего объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а её строение — соотношением этих задач.[1]
Литература
- С.Л.Рубинштейн Основы общей психологии.